Казанский кафедральный собор


Казанский кафедральный собор

Казанский кафедральный собор

Казанский кафедральный собор (собор Казанской иконы Божией Матери) ‑ православный кафедральный храм Санкт‑Петербургской епархии Русской церкви, располагается по адресу: Казанская площадь, дом 2.

Казанский собор был построен на смену церкви Рождества Пресвятой Богородицы, в которой хранилась икона Казанской Божией Матери. К концу XVIII века здание церкви обветшало и не соответствовало общему виду Невского проспекта.
В 1799 г. император Павел I объявил конкурс на разработку проекта нового собора. В конкурсе участвовали известные архитекторы того времени: Чарлз Камерон, Жан Тома де Томон, Пьетро Гонзага. По желанию императора Павла I Казанский собор внешне должен был напоминать храм Святого Петра в Риме.

14 ноября 1800 г. был утвержден проект молодого архитектора, бывшего крепостного графа Александра Строганова, Андрея Воронихина. Сам граф Строганов был назначен председателем попечительского совета при строительстве собора.
Казанский собор был заложен 8 сентября (27 августа по старому стилю) 1801 г. в присутствии императора Александра I.

Планировалось, что строительство завершится через три года, но оно продлилось десять лет. Новый собор был освящен митрополитом Амвросием 27 (15 по старому стилю) сентября 1811 г., в этом же году была разобрана церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Отделочные работы храма продолжались до конца 1829 г.

Собор имеет форму латинского креста, вход расположен на западе, а алтарная часть на востоке.

К северному фасаду собора примыкает колоннада из 96 каннелюрованных (т.е. "прочерченных" продольными желобками) колонн коринфского ордера высотой около 13 метров, поставленных в четыре ряда. Ее концы завершаются монументальными портиками, сделанными как сквозные проезды. В отличие от колоннады собора Святого Петра в Риме, которая "замыкает" площадь, колоннада Казанского собора "раскрывается" к Невскому проспекту.

Такая же колоннада должна была примыкать и к южному фасаду, но из‑за недостатка средств эта часть проекта не была реализована. Колокольни собор не имеет, звонница расположена в западном крыле колоннады.

Над западным проездом собора размещено рельефное панно "Воздвижение медного змия" Ивана Прокофьева, над восточным - "Истечение Моисеем воды в пустыне" Ивана Мартоса. Из барельефов в интерьере сохранились два: "Несение креста" Феодосия Щедрина и "Взятие под стражу" Жана Рашетта.

Фасады собора облицованы серым пудожским камнем и обильно украшены рельефами и статуями. Северные врата собора отлиты из бронзы по образцу "Райских ворот" XV века во Флорентийском баптистерии.

Внутри храм имеет форму римской базилики, разделенной четырьмя рядами гранитных монолитных колонн коринфского ордера на три коридора - нефа. Внутри храма располагаются 56 колонн из розового финского гранита с золочеными коринфскими капителями и базами.

Царские врата отлил из серебра Пауль Теннер, иконы в них принадлежали кисти Владимира Боровиковского, который написал также образ св. Константина и Елены. Известный бронзовщик Петр Ажи изготовил символы Веры, Надежды и Любви, укрепленные под куполом, а Жозеф Герен ‑ паникадило в 180 свечей.

Снаружи и внутри собор украшен скульптурой, которую создавали лучшие российские скульпторы. Важной частью интерьера собора является живопись художников конца XVIII ‑ начала XIX веков. Карл Брюллов, Федор Бруни, Петр Басин, Василий Шебуев, Владимир Боровиковский и другие художники расписывали иконостас собора, его стены, подкупольные столбы ‑ пилоны. Все работы выполнены в академическом стиле, в манере, подражающей мастерам эпохи итальянского Возрождения. Одной из наиболее живописных работ в храме является запрестольный образ "Взятие Богородицы на небо" Брюллова.

Казанский собор стал первым в России храмом, построенным русским архитектором в европейском стиле. До конца проект Андрея Воронихина не был осуществлен: не была построена южная колоннада, не все статуи были установлены, не до конца было завершено внутреннее убранство.

На момент завершения строительства Казанский собор был самым большим храмом в Санкт‑Петербурге. Протяженность Казанского собора с запада на восток составляет 72 метра, с севера на юг ‑ 57 м, высота здания вместе с куполом - около 71 м.

Казанский собор был построен накануне Отечественной войны 1812 года и является памятником воинской славы. Здесь молился перед чудотворной иконой Казанской Божией Матери фельдмаршал Михаил Голенищев‑Кутузов перед отправлением к войскам под Смоленск.

В 1813 г. в левом приделе собора Кутузов был погребен. Внутри храма были развешены захваченные у французов знамена, штандарты и ключи от взятых городов.

В 1837 г. у Невского проспекта были открыты бронзовые памятники Кутузову и генерал‑фельдмаршалу Михаилу Барклаю де Толли, выполненные по проекту архитектора Василия Стасова по моделям скульптора Бориса Орловского.

Первый ремонт в соборе был сделан в 1844-1845 гг.
В 1862‑1865 гг. был сделан второй ремонт, включавший реставрацию образов и стенной живописи.

С 1870 г. в приходе действовало благотворительное общество со школой‑приютом, бесплатной столовой, богадельней, домом с недорогими квартирами и дачей для бедных детей под Сестрорецком.
В храме было установлено царское место. Все значимые события из жизни царской семьи отмечались в Казанском соборе особыми молебнами. Особенно это относится к эпохе царствования императора Александра II, на жизнь которого было совершено несколько покушений.

В 1893 г. в Казанском соборе отпевали композитора Петра Ильича Чайковского.
К столетию храма был проведен большой реставрационный ремонт.

В конце ноября 1920 г. митрополит Вениамин освятил в соборе придел священномученика Ермогена, патриарха Московского.

В апреле 1932 г. собор был закрыт для верующих (решение Леноблисполкома от 26 декабря 1931 г. и Президиума ВЦИК от 10 марта 1932 г.), церковные ценности были изъяты.

15 ноября 1932 г. в соборе был открыт Музей истории религии и атеизма. Чудотворная икона Казанской Божией Матери была перенесена во Владимирский собор.

С купола Казанского собора был снят крест, вместо него установили позолоченный шар со шпилем. Началом музейной экспозиции стала антирелигиозная выставка, размещенная в 1930 г. в залах Зимнего дворца. В качестве своеобразного выставочного зала служила колоннада собора. Среди экспонатов были картины, скульптуры, графические материалы, народный лубок, собрания русских икон и прочее.

В годы блокады Ленинграда в музее были закрыты почти все помещения. В подвале собора размещалось одно из подразделений штаба Ленинградского фронта.

В 1942 г. в одном из залов музея была открыта выставка "Отечественная война 1812 года". У могилы Кутузова воины давали клятву на верность Родине. Территория вокруг собора до лета 1944 г. использовалась под огороды.
Во время артиллерийских обстрелов в собор попали несколько тяжелых снарядов. На куполе и крыше образовалось около 1 600 пробоин от осколков снарядов и бомб, колоннады и стены собора были покрыты глубокими "шрамами", через пробоины проникала влага, от сырости разрушались стены, своды здания, скульптура и настенные росписи. В некоторых помещениях разрушились перекрытия.

С 1951 г. в храме начались реставрационные работы. Кровельное перекрытие купола заменили медными листами, была проведена реставрация внутренних гранитных колонн и мозаичного пола, восстановлена сохранившаяся внутренняя роспись собора.

Реставрационные работы внутри собора завершились к 1956 г. В 1960‑е гг. в течение шести лет шла реставрация фасадов.

4 ноября 1990 г., в праздник Казанской иконы Божией Матери, священником Григорием Красноцветовым, клириком Князь‑Владимирского собора, в здании храма была отслужена Божественная литургия. В соборе была создана община, которая начала восстанавливать церковную жизнь и храм.

С 1996 г. настоятелем Казанского собора является протоирей Павел Красноцветов.

29 марта 1998 г. митрополит Санкт‑Петербургский и Ладожский Владимир освятил главный престол и все здание собора. В соборе стали совершаться все таинства, включая и таинство священства.

С 31 декабря 1999 г. в соответствии с указом Святейшего патриарха Московского и всея Руси Алексия II от 22 декабря 1999 г., Казанский собор стал кафедральным храмом Санкт‑Петербургской епархии.

В декабре 2002 г. музейные фонды, которые хранились в соборе, были перевезены, и собор был окончательно возвращен Русской православной церкви.

В 2003 г. началась реставрация Казанского собора. http://ria.ru/society/20021011/241690.html
Планировалось, что собор удастся реставрировать полностью к 2011 году - его 200‑летию, но был восстановлен только внутренний интерьер. Ведутся работы по реставрации фасадов храма.

В Казанском соборе работает экскурсионный отдел, воскресные школы для взрослых и детей, детский хор.


Энциклопедия ньюсмейкеров. 2012.


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.